Уважаемые гости, здравствуйте!
Этот блог предназначен тем, кто изучает математику,
тем, кто любит математику,
тем, кто ещё не знает, что любит математику...

Готовимся к ГИА

Дорогие ребята!
Пора нам всерьез задуматься о более систематической подготовке к ЕГЭ. Мы накопили  достаточный потенциал, и многие задания части С нам уже по силам.  Работать предполагаем так: сначала будем публиковать в блоге  задания части С, давать некоторое время на обдумывание (примерно неделю). За это время Вы можете получить индивидуальную консультацию, сдать свое решение (за отдельную "плату"). А  затем эти задания будем разбирать  блоге (с Вашей помощью надеюсь). Все задания на эту тему будем дублировать на странице "Подготовка к ГИА".  Я постараюсь давать Вам некоторые подсказки, наводящие вопросы...
И так начинаем...
Задание С-4 -это задача по планиметрии, а планиметрические задачи   решаются на теоретическом материале, который был изучен Вами в 7-9 классах, ну, может быть, немного подзабыт:((. Вспомним:))
Состоит задача С-4  из двух частей. Первый пункт - это доказать, второй - найти конкретную величину. За решение каждого из пунктов на ЕГЭ начисляются баллы.

Задача №1. Просто очень интересная задача. На самом деле эта задача из КИМов  9 класса. 

Прямоугольный треугольник АВС разделен высотой CD, проведенной к гипотенузе, на два треугольника BCD и ACD. Радиусы окружностей, вписанных в эти треугольники, равны 4 и 3 соответственно. Найти радиус окружности, вписанной в треугольник ABC.

Вместо подсказки  Не ищите "сложных теорем". Попробуйте найти подобные треугольники, найти их коэффициент подобия, а далее "призвать на помощь алгебру"- составить уравнение и решить его:)) И золотой ключик Ваш:-)) В путь...

Задача №2. А это уже С-4 из КИМов 11 класса.

Две окружности касаются внешним образом в точке К. Прямая касается первой окружности в точке А, а второй в точке В. Прямая ВК пересекает первую окружность в точке D, прямая АК пересекает вторую окружность с точке С.
а) Докажите, что АD||BС
б) Найдите площадь треугольника АКВ, если радиусы окружностей равны 4 и 9.

Некоторые пояснения

На левом рисунке окружности касаются внешним образом, на правом рисунке - внутренним образом.И в том, и в другом случае, они имеют одну общую точку, через которую проходит их общая касательная.
Для начала подумайте, как расположены центры этих окружностей и их точка касания. Докажите это!

Затем сделайте чертеж и  постарайтесь доказать, что точки А, О, D лежат на одной прямой, где О - центр первой окружности. Дальше сами:))  У Вас неделя, можно быстрее...





Алгебра
На уроках мы приступили к систематическому повторению. Тема прошедшего урока "Повторение. Действия с иррациональными числами. Доказательство тождеств". Публикуем задания II части (из сборника для подготовки к ГИА авторов Л.В. Кузнецовой, С.Б. Суворовой и др.) Решайте, тренируйтесь, спрашивайте.




Геометрия  
Размещаем задания II части модуля "Геометрия": С4, С5, С6. Задания также взяты из сборника для подготовки к ГИА авторов Л.В. Кузнецовой, С.Б. Суворовой и др.  Решайте, тренируйтесь, спрашивайте.





Небольшие советы 
  1. Отметьте все данные на чертеже.
  2. Подумайте, что еще можно вывести из условия, отметьте равные отрезки, углы. 
  3. Попытайтесь связать полученные данные с тем, что вам нужно найти. Вспоминайте необходимые теоремы. Помните, что "любимая" фигура геометров - это...
  4. Другими словами, дерзайте! Решайте, задавайте вопросы. Успехов:)



Результаты предэкзаменационной работы снова не из лучших. Делаем выводы.

Тем ребятам, которые писали работу в традиционной форме, следует больше обращать внимание на повторение материала, и недопустимо уже ошибаться в решении уравнений и неравенств.
Также обратите внимание на построение графиков функций.
И еще: отвечать нужно на поставленный вопрос!

Новая форма аттестации
В 2013 году в Санкт-Петербурге можно сдавать обязательные экзамены как в новой, так и в традиционной форме. Если Вы уж выбираете новую форму, то  должны быть уверены, что покажете хороший уровень...
А у нас всего треть ребят выполняла (и выполнила)  задания II части.
Но и  в заданиях I  части имеется достаточно большое количество ошибок:
Модуль "АЛГЕБРА" 
А3 (графическое решение систем уравнений),
В1 (решение уравнений,
В2 (действия со степенями),
В4 (решение неравенств),
В5 (соотнесение уравнений и графиков функций);
Модуль "ГЕОМЕТРИЯ"
В7 (смежные углы),
В8 (координаты середины отрезка),
В9 (вписанные и описанные многоугольники),
В10 (найти верное утверждение);
Модуль  "РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Меньше всего допустили ошибок в заданиях В12 и В15.

Обратите внимание на решения заданий II части, на обоснование решений.
Публикуем варианты ДКР и критерии оценивания работ. Разбирайтесь, будут вопросы-задавайте.
Знакомая инструкция (общая для всех вариантов)


 I ВАРИАНТ








ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ I ВАРИАНТА










II ВАРИАНТ







ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ II ВАРИАНТА











Подходят сроки государственной итоговой аттестации (ГИА). Пора четко определяться, в какой форме Вы будете сдавать экзамен. В этом году в Санкт-Петербурге выпускники IX классов могут выбирать, в какой форме они будут сдавать экзамен по математике (алгебре): в новой или в традиционной. Мы уже не раз говорили  об отличиях этих форм экзаменов. Попробуем обобщить сказанное еще раз.
В традиционной форме - экзамен по алгебре. Сдают его в своей школе в присутстсвии экзаменационной комиссии (председатель комиссии, учитель, 1-2 ассистента). Продолжительность экзамена 4 часа. Начало экзамена в 9.00. Задания экзаменационной работы составляются на основе  "Сборника заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс", авторы Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др.  В экзаменационную работу входит 10 заданий по алгебре:  7 заданий базового уровня (I часть) и 3 задания повышенного уровня (II часть). Чтобы получить отметку "3" (удовлетворительно) достаточно решить любые 5 заданий. Для получения отметки "4" (хорошо) необходимо решить 8 заданий. Отметка "4" также выставляется за верное решение 7 заданий, если хотя бы одно из них - задание повышенного уровня (II части). Для получения отметки "5" необходимо решить не менее 9 заданий.
Варианты экзаменационных работ  прошлых лет (традиционная форма):

2009 год
Задания 1-7:   Раздел I,  работа № 31
Задания 8-10: Раздел II, № 2, 77, 240

2010 год
Задания 1-7:    Раздел I,  работа № 16
Задания 8-10: Раздел II, № 11, 121, 246

2011 год
Задания 1-7:    Раздел I,  работа № 39
Задания 8-10: Раздел II, № 80, 143, 251

2012 год
Задания 1-7:    Раздел I,  работа № 27
Задания 8-10: Раздел II, № 179, 48, 226
При выполнении работы особое внимание следует обратить на решение и оформление работы, т.к. известно что четное число ошибок может привести к верному результату:(
В новой форме - экзамен по математике. Сдают его в пункте проведения экзамена (ППЭ). В каждой аудитории - не более 15 экзаменующихся и 2 организатора ППЭ, может присутствовать общественный наблюдатель. Продолжительность экзамена 3 часа 55 минут. В контрольно-измерительные материалы (КИМы) входят 20 заданий I части и 6 заданий II части.

Работа включает три модуля – «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».
Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части I — 8 заданий с кратким ответом, выбором ответа и установлением соответствия; в части II — 3 задания с полным решением.
Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части I — 5 заданий с кратким ответом, в части II— 3 задания с полным решением.
Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий: все задания — в части I, с кратким ответом и выбором ответа.
Работа выполняется на бланках.
Ниже приведены рекомендации по переводу первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, а также использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2013 году (согласно методическому письму ФИПИ -федерального института педагогических измерений)Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 38 баллов. Из них – за модуль «Алгебра» – 17 баллов, за модуль «Геометрия» – 14 баллов, за модуль «Реальная математика» – 7 баллов.
Минимальный результат выполнения экзаменационной работы  8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трёх модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика».
Преодоление этого минимального результата даёт выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой оценки по математике или по алгебре и геометрии.
Разработаны шкалы пересчёта первичного балла в экзаменационную отметку по пятибалльной шкале:
суммарного балла за выполнение работы в целом – в экзаменационную отметку по математике

суммарного балла за выполнение модуля «Алгебра» – в экзаменационную отметку по алгебре

суммарного балла за выполнение модуля «Геометрия» – в экзаменационную отметку по геометрии

Таким образом, суммарный балл, полученный выпускником по результатам ГИА, является объективным и независимым показателем уровня его подготовки.
Результаты экзамена могут быть использованы при приёме учащихся в профильные классы средней школы.
Подробнее смотри на официальном сайте ФИПИ.

Напоминаем, что   пользование мобильными средствами связи на экзаменах запрещено. За нарушение этого правила последует удаление с экзамена без права пересдачи!



Прошла городская контрольная работа по математике в формате ГИА. Давайте еще раз проанализируем ее, посмотрим на задания и решения к ним. КИМы остались у Вас на руках. Сегодня мы публикуем ответы к части АВ, решения второй части, а также критерии оценивания решений заданий II части. Прочтите их внимательно. Посмотрите, за что и сколько баллов снимается.
Особо следует обратить внимание
1. на четкое, грамотное, правильное, полное обоснование. При отсутствии обоснований решение не засчитывается (см., например,  задание С3 по алгебре). Но лишних слов писать тоже не следует! Опираться при доказательстве нужно на существующие признаки, теоремы и т.д.
2.  Также следует обратить внимание на оформление решения.  За неграмотное оформление могут быть сняты баллы. Например, нельзя в уравнении писать второй знак "=", или при составлении уравнения к задаче необходимо указывать единицы измерения (как оформлять решение задачи мы говорили отдельно). Если вы решаете задачу по геометрии и вводите в рассмотрение буквы, необходим чертеж.
3.Кроме того, ответ должен быть записан полностью. И в ответе должен быть получен четкий ответ на поставленный вопрос. Не лишне обратить внимание на достоверность ответа, напрмер, скорость пешехода не может равняться 30 км в час.
Как всегда, если у Вас остались или появились вопросы, Вы можете их задать...













Начинаем системную подготовку к государственной итоговой аттестации. 
Мы будем писать тесты ГИА, затем разбирать некоторые задания, отвечать на Ваши вопросы, делать работу над ошибками и т. д.
Тест №1 публикуем для тренировки. Решайте задания, сверяйтесь с ответами, разбирайте задания II части, посмотрите критерии оценивания. Не забудьте задать вопросы (можно в комментариях) и получить на них ответы.


На уроке Вы решали один из вариантов №2, или №3, или №4 (часть 1), дома должны разобрать  два других варианта (части 1 и 2). Есть возможность задать мне вопросы, выяснить, как правильно делать задания. Решения и ответы рекомендуется записывать  в отдельной тетради, которую назовем "Подготовка к ГИА".




Публикуем ответы к вариантам №2-4. Сверьтесь с ответами, полученными Вами. Есть вопросы? - Задавайте!






Ребята!

Вышел в свет новый документ по ГИА, подготовленный ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений), "Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2013 году". Познакомьтесь с ним, особенно в части, касающейся математики, русского языка, а также химии, биологии, литературы. Эти предметы в Санкт - Петербурге можно (на добровольной основе) сдавать в новой форме в 2013 году.


Ребята!
Публикуем следующую серию тренировочных экзаменационных тестов (варианты 5, 6, 7). На уроке Вы решали один из тестов. Дома продолжаете решать два других варианта в тетради "Подготовка к ГИА", а также, при необходимости, делать работу над ошибками. У Вас появилась возможность проверить полученные Вами ответы.Срок выполнения задания 22 февраля. Успехов!




Ребята! 
Настало время публикации следующей серии тренировочных экзаменационных тестов (варианты 8, 9, 10). Как всегда, на уроке Вы решали один из тестов. Дома продолжаете решать два других варианта в тетради "Подготовка к ГИА", а также, при необходимости, делать работу над ошибками. Есть возможность проверить полученные Вами ответы, т. к. варианты даны с ответами. Проанализируйте выполнение Вами трех работ, посмотрите, в каких заданиях Вы ошибались, выясните, почему. Вы можете задать вопросы по неясному материалу (в комментариях или лично). Я жду от Вас серьезной работы. Также мы продолжаем серию обучалок, не забудьте заглянуть туда. Вы можете сами создать обучалку по интересующему Вас вопросу.  Срок выполнения задания 4 марта. Успехов!







"Первый блин комом" :((

Результаты первой диагностической работы, проведенной в декабре 2012 года, удручающие. Работа проверяла уровень готовности к государственной итоговой аттестации (ГИА).




























Всего писали работу 38 человек (из 48), соответственно,  20 и 18 из 9 "А" и 9 "Б" классов. В первой части было 12 заданий, во второй части - 4 задания.  Анализ проведен только по выполнению заданий I части. Темы заданий I части записаны на диаграмме, при этом практически все задания - по материалу 5-8 классов. 
Но не время отчаиваться, нужно работать. 

ТЕКСТ ДЕКАБРЬСКОЙ  ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ



Предлагаю Вам снова посмотреть текст той работы, взглянуть на работу по-новому. В спокойной домашней обстановке попробуйте заново решить работу. 

Если есть вопросы, не стесняйтесь - спрашивайте. 
Я жду комментарии по этому поводу от каждого ученика.

ВАРИАНТ РАБОТЫ В ФОРМАТЕ ГИА

 Предлагаю Вам тренировочный вариант другой   работы в формате ГИА. Как известно, на экзамене Вам предложат работу, состоящую из 2-х частей. Задания первой части разбиты на группы: "Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика". При просмотре работы, не забудьте изменить масштаб. 
 РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ
Решив задания первой части, занесите их в таблицу, используя при этом цифры и буквы русского алфавита.Таблица ЗДЕСЬ. 
В качестве ответа указывайте номер пункта, например, 4. При необходимости, числа записывайте в виде десятичных дробей. Если задание на соответствие, ответы заносите так: А4. Если ответов несколько, то указывайте их через точку с запятой.
 В задании №7 в обеих дробях в числителе стоит "b". В задании 14 ответ можно дать словом.
Постарайтесь засечь время выполнения заданий  I части. В норме время решения I части - не более 1 часа. 
Не забудьте указать фамилию и имя (обязательно), ответить на 2 последних вопроса. Результаты решения сообщу Вам по электронной почте.
Решение заданий второй части принимаю  на двойных листках ( с полным обоснованием)

Данная работа сгенерирована на сайте Александра Александровича Александра Александровича Ларина . Зайдите по этой ссылке и Вы сможете сами генерировать работы и тренироваться в написании работ столько, сколько Вам нужно.


ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Такая инструкция будет перед Вами в каждом варианте КИМов по математике в 2013 году.



ГЕОМЕТРИЯ


 Некоторые задания будем отрабатывать отдельно, например, владение теоретическим материалом по геометрии (см. на странице "Материалы по геометрии")

МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА



На сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) выложены материалы по подготовке к ГИА:

  • демоверсии КИМов (контрольно-измерительных материалов) по различным предметам;
  • справочные материалы;
  • кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для составления КИМов;
  • спецификация КИМов;
  • справка об изменениях В КИМах ГИА-9 в 2013 году;
  • шкалы по переводу баллов в отметки в прошлые годы и др. документы
Эти документы лучше изучать вместе со взрослыми.
Здесь Вы видите демоверсию КИМов 2013 года, размещенную на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ

 При подготовке к ГИА воспользуйтесь также сайтом "Открытый банк заданий". В нем размещены типовые задания I части.


Ребята!

Тренировочный вариант №10 проверен, некоторым из Вас вариант  предстоит переделать.  Итоги работы опубликованы ЗДЕСЬ. Причем просмотреть результаты могут только те ребята, которые обладают ссылкой. Для этого требовалось отправить мне письмо по электронной почте. Но, увы, это выполнили не все. Исправляемся.
 Критерии оценивания первой части такие:
1-2 ошибки  -  "5";
3-5 ошибок  -  "4";
6-8 ошибок  - "3";
более 8 ошибок   - работу следует переделать.
Мне думается, у Вас возникают вопросы при решении, только почему-то Вы их не задаете... Чего ждем?



Обратите внимание на запись ответов.

  1. Ответы могут быть записаны только целым числом, либо десятичной дробью. Если чисел несколько, записываем их через точку с запятой.
  2. Обращайте внимание на вопрос задания, отвечайте точно на поставленный вопрос. Если сказано, укажите номер правильного ответа, то его и указывайте.
  3. Если Вы решаете уравнение, то корень уравнения записывайте числом, например, -3, а не х=-3.
  4. Вероятность записывается десятичной дробью, причем эта дробь всегда не более 1.
  5. Наименование в задачах I части писать не надо!
Пока за неправильную запись ответов я не снижала оценки.

Очень мало учащихся решают задания второй части. Повторяю, я принимаю   решения второй части в письменном виде, на двойных листах, с полным обоснованием.

Продолжаем публиковать тренировочные варианты экзаменационной работы, генерированной на сайте А. А Ларина.
Прежде чем решать задания, еще раз прочитайте инструкцию (см. по ярлыкам)


Ответы первой части тренировочного варианта №11 заносите в ТАБЛИЦУ. Срок выполнения 28.01.2013

1 комментарий:

  1. Маргарита Александровна! Очень хорошо систематизирован материал.

    ОтветитьУдалить

Здесь можно оставить свои комментарии