Уважаемые гости, здравствуйте!
Этот блог предназначен тем, кто изучает математику,
тем, кто любит математику,
тем, кто ещё не знает, что любит математику...
воскресенье, 8 декабря 2013 г.
пятница, 22 ноября 2013 г.
ДКР по математике
Сегодня мы написали первую в 10 классе диагностическую работу. Работа была составлена в формате ЕГЭ. Напоминаю, что в КИМах по математике (ЕГЭ, 11 класс) части А нет, т.е. отсутствуют вопросы с выбором ответа. Для того чтобы Вы могли еще раз оценить свои результаты, проанализировать свои ошибки, публикую условие работы. Посмотреть его можно ЗДЕСЬ. А также публикую пояснения к проведению работы и критерии оценивания.
Обратите внимание на задание С4. Конечно же, в сечении получается трапеция. Только это необходимо доказать, применяя изученные в 10 классе теоремы. А затем уже найти площадь сечения. К сожалению, сечение сумели построить всего 6 учащихся. Что ж, впереди у нас отработка умений...
Обратите также внимание на задания В4 (выполнили только 54% учащихся), В6 и В8 (процент выполнения 62%), В1 ?! -(процент выполнения 69%).
Критерии работы ЗДЕСЬ
Обратите внимание на задание С4. Конечно же, в сечении получается трапеция. Только это необходимо доказать, применяя изученные в 10 классе теоремы. А затем уже найти площадь сечения. К сожалению, сечение сумели построить всего 6 учащихся. Что ж, впереди у нас отработка умений...
Обратите также внимание на задания В4 (выполнили только 54% учащихся), В6 и В8 (процент выполнения 62%), В1 ?! -(процент выполнения 69%).
Критерии работы ЗДЕСЬ
четверг, 21 ноября 2013 г.
Готовимся к зачету по геометрии
Учим теорию по геометрии, отвечаем на вопросы. Срок заполнения формы 25.11.2013.
вторник, 5 ноября 2013 г.
Поездка на семинар
И все-таки нам удалось побывать на семинаре, организованном школой Унишанс. На семинар съехались учителя и ученики с разных регионов России: с Мурманской и Вологодской областей, со многих районов Ленинградской области и мы - представители Санкт -Петербургской гимназии №159 "Бестужевская". Семинар проходил с 1 по 4 ноября на базе Санкт - Петербургского Государственного Университета математико-механического факультета. Учителей и учеников познакомили с лабораториями СПбГУ, для нас провели экскурсии по Университету, нам читали лекции и проводили практикумы по математике и физике преподаватели и студенты Университета, а также ведущие городские методисты. Большое Вам спасибо, организаторы и преподаватели школы Унишанс: Галина Вольдемаровна, Сергей Владимирович, Владимир Борисович, Нина Петровна, Наталья Аркадьевна и все-все-все! Нам было очень уютно с Вами, комфортно от Вашего участия и понимания, мы набрались ума-разума... Мы надеемся еще не раз будем активными участниками Ваших семинаров.
четверг, 31 октября 2013 г.
График показательной функции
На уроках мы познакомились с ещё одним классом элементарных функций - показательной функцией. Изучили свойства показательной функции, построили графики.
Давайте проверим, как Вы усвоили материал. Заполните ответы следующей формы:
Примечание
А теперь домашнее задание. Выполнять его следует на двойных листах в клетку. Срок сдачи работы 13.11.2013. Удачи:))
Напоминаю, что есть возможность задать вопрос...
пятница, 18 октября 2013 г.
Построение сечений
Сегодня еще раз разберем, как построить сечение тетраэдра плоскостью.
Рассмотрим самый простой случай (обязательный уровень), когда 2 точки плоскости сечения принадлежат одной грани, а третья точка - другой грани.
Рассмотрим такую задачу.
Построить сечение тетраэдра плоскостью (EFG), причем точки E и G - видимые.
1. Видим, что точки E и F лежат в одной грани (BCD), проведем прямую EF в плоскости (BCD).
2. Найдем точку пересечения прямой EF c ребром тетраэдра BD, это точка Н.
3. Теперь следует найти точку пересечения прямой EF и плоскости, содержащей третью точку G, т.е. плоскости (ADC).
Прямая CD лежит в плоскостях (ADC) и (BDC), значит она пересекается с прямой EF, и точка К является точкой пересечения прямой EF и плоскости (ADC).
4. Далее находим еще две точки, лежащие в одной грани. Это точки G и K, обе лежат в левой боковой грани. Проводим прямую GK, отмечаем точки, в которых эта прямая пересекает ребра тетраэдра. Это точки M и L.
4. Осталось соединить точки, лежащие в одной грани. Это точки M и H, и также L и F. Оба этих отрезка - невидимы, проводим их пунктиром.
Рассмотрим самый простой случай (обязательный уровень), когда 2 точки плоскости сечения принадлежат одной грани, а третья точка - другой грани.
Напомним алгоритм построения сечений такого вида (случай: 2 точки принадлежат одной грани).
1. Ищем грань, которая содержит 2 точки плоскости сечения. Проводим прямую через две точки, лежащие в одной грани. Находим точки ее пересения с ребрами тетраэдра. Часть прямой, оказавшаяся в грани, есть сторона сечения.
2. Если многоугольник можно замкнуть - сечение построено. Если нельзя замкнуть, то находим точку пересечения построенной прямой и плоскости, содержащей третью точку.
3. Далее повторяем с пункта 1.Рассмотрим такую задачу.
Построить сечение тетраэдра плоскостью (EFG), причем точки E и G - видимые.
1. Видим, что точки E и F лежат в одной грани (BCD), проведем прямую EF в плоскости (BCD).
2. Найдем точку пересечения прямой EF c ребром тетраэдра BD, это точка Н.
3. Теперь следует найти точку пересечения прямой EF и плоскости, содержащей третью точку G, т.е. плоскости (ADC).
Прямая CD лежит в плоскостях (ADC) и (BDC), значит она пересекается с прямой EF, и точка К является точкой пересечения прямой EF и плоскости (ADC).
4. Далее находим еще две точки, лежащие в одной грани. Это точки G и K, обе лежат в левой боковой грани. Проводим прямую GK, отмечаем точки, в которых эта прямая пересекает ребра тетраэдра. Это точки M и L.
4. Осталось соединить точки, лежащие в одной грани. Это точки M и H, и также L и F. Оба этих отрезка - невидимы, проводим их пунктиром.
В сечении получился четырехугольник MHFL. Все его вершины лежат на ребрах тетраэдра. Выделим получившееся сечение.
Теперь сформулируем "свойства" правильно построенного сечения:
1. Все вершины многоугольника, которое является сечением, лежат на ребрах тетраэдра (параллелепипеда, многоугольника).
2. Все стороны сечения лежат в гранях многогранника.
3. В каждой грани многранника может находиться не более одной стороны (только одна) сечения
3. В каждой грани многранника может находиться не более одной стороны (только одна) сечения
Попробуйте самостоятельно построить сечение плоскостью (EFG), но теперь точки E и G - невидимые.
Получилось? - Молодцы:))
Если нет, спрашивайте, что непонятно...
Проверить правильность построения вы можете, посмотрев публикацию
Получилось? - Молодцы:))
Если нет, спрашивайте, что непонятно...
Проверить правильность построения вы можете, посмотрев публикацию
Олимпиада СПбГЭТУ "ЛЭТИ"
Дорогие ребята! Размещаю информацию об олимпиаде, проводимой СПбГЭТУ "ЛЭТИ"
Олимпиада для школьников «Математика и алгоритм"
Подробная инфомация об олимпиаде ЗДЕСЬ, условия задач ЗДЕСЬ (для учащихся 7-11 классов). Дерзайте! Успехов!
В информационном листке указано, что
для учащихся 7-10-х классов олимпиада «Математика и алгоритмы» проходит в два тура: первый тур – заочный и второй тур – очный. Школьники, успешно справившиеся с заданиями заочного тура, будут приглашены в университет на второй очный тур, который состоится 17 ноября (воскресенье) в СПбГЭТУ. Списки победителей будут определены жюри и выставлены на сайте университета 11 ноября. Победители первого тура будут награждены дипломами.
Решения задач олимпиады первого (заочного) тура участник должен аккуратно записать в обычной школьной тетради в клетку, указав (лучше печатными буквами) на первой странице (за обложкой) фамилию, имя и отчество; класс, № школы и район Санкт-Петербурга (для участников олимпиады из других регионов – город, в котором находится школа); домашний адрес (с почтовым индексом) и телефон, а также адрес электронной почты (если он есть).
Олимпиада для школьников «Математика и алгоритм"
Подробная инфомация об олимпиаде ЗДЕСЬ, условия задач ЗДЕСЬ (для учащихся 7-11 классов). Дерзайте! Успехов!
В информационном листке указано, что
для учащихся 7-10-х классов олимпиада «Математика и алгоритмы» проходит в два тура: первый тур – заочный и второй тур – очный. Школьники, успешно справившиеся с заданиями заочного тура, будут приглашены в университет на второй очный тур, который состоится 17 ноября (воскресенье) в СПбГЭТУ. Списки победителей будут определены жюри и выставлены на сайте университета 11 ноября. Победители первого тура будут награждены дипломами.
Решения задач олимпиады первого (заочного) тура участник должен аккуратно записать в обычной школьной тетради в клетку, указав (лучше печатными буквами) на первой странице (за обложкой) фамилию, имя и отчество; класс, № школы и район Санкт-Петербурга (для участников олимпиады из других регионов – город, в котором находится школа); домашний адрес (с почтовым индексом) и телефон, а также адрес электронной почты (если он есть).
Оформленные олимпиадные
работы необходимо привезти до 25 октября в рабочие дни с 14.00
до 17.30 по адресу: Санкт-Петербург,
ул. Проф. Попова,
д.5, корпус D, Центр «Абитуриент». Работы можно отправить по почте до 20
октября по адресу: 197376, Санкт-Петербург, ул.Проф. Попова, д.5, СПбГЭТУ, Центр
«Абитуриент», олимпиада «Математика и алгоритмы».
Вопросы
по оформлению работ и содержанию заданий можно задать по электронной почте; e-mail: mathalgolimp@eltech.ru
Справки
по телефонам Центра «Абитуриент»: 234-34-23; 346-44-49
среда, 16 октября 2013 г.
Поездка в Латвию
Семинар наш назывался так "Поликультурное пространство..." , проходил в Латвии, длился 5 дней. В семинаре принимали участие 4 школы Санкт-Петербурга, в том числе, и наша гимназия, и 3 русские школы в Латвии.
5 дней пронеслись словно в сказке. Мы вернулись домой. Каковы впечатления от этой поездки? Мы увидели чудесный край - море, сосны, водопады, белый песок, желтые листья, голубое небо... Мы встретили удивительных людей, которые организовали этот семинар и все дни нашего пребывания окружали нас теплом и заботой. Большое спасибо им за это! Мы своими глазами увидели школы Латвии в Кулдиге и Лиепае, заглянули в кабинеты, лаборатории, столовые, спортивные залы... Наши ребята побывали на уроке русского языка. А учителя представили свои уроки по химии, математике, французскому языку... Иными словами, мы обменивались опытом. Мы познакомились и подружились с учителями и учащимися русских школ Латвии. Оказывается, наши дети легко находят общий язык, даже если говорят на разных языках, поют одни и те же песни и танцуют одинаковые танцы. У нас больше общего, чем различного. И главное, мы хотим общаться. Сразу все не сформулировать. Наверное, должно пройти некоторое время, улягутся эмоции, и в душе останется самое главное. Время всё расставит на свои места.
Уезжали мы с чувством легкой грусти, с желанием обязательно еще раз вернуться в этот чудесный край, ведь у нас там, в Латвии, остались друзья...
Давайте посмотрим фотографии (все заголовки имеют ссылки, переходите по ссылкам, кликнув по заголовку) .
5 дней пронеслись словно в сказке. Мы вернулись домой. Каковы впечатления от этой поездки? Мы увидели чудесный край - море, сосны, водопады, белый песок, желтые листья, голубое небо... Мы встретили удивительных людей, которые организовали этот семинар и все дни нашего пребывания окружали нас теплом и заботой. Большое спасибо им за это! Мы своими глазами увидели школы Латвии в Кулдиге и Лиепае, заглянули в кабинеты, лаборатории, столовые, спортивные залы... Наши ребята побывали на уроке русского языка. А учителя представили свои уроки по химии, математике, французскому языку... Иными словами, мы обменивались опытом. Мы познакомились и подружились с учителями и учащимися русских школ Латвии. Оказывается, наши дети легко находят общий язык, даже если говорят на разных языках, поют одни и те же песни и танцуют одинаковые танцы. У нас больше общего, чем различного. И главное, мы хотим общаться. Сразу все не сформулировать. Наверное, должно пройти некоторое время, улягутся эмоции, и в душе останется самое главное. Время всё расставит на свои места.
Уезжали мы с чувством легкой грусти, с желанием обязательно еще раз вернуться в этот чудесный край, ведь у нас там, в Латвии, остались друзья...
Давайте посмотрим фотографии (все заголовки имеют ссылки, переходите по ссылкам, кликнув по заголовку) .
Сначала был Псков Незабываемая Кулдига
По нотам в Лиепае В тихих улочках Риги
В русских школах Латвии Праздник желтых листьев
понедельник, 7 октября 2013 г.
Учимся строить сечения
На уроках мы учимся строить сечения многогранников плоскостью.
Дадим такое определение:
Сечением тетраэдра или параллелепипеда плоскостью называется фигура, состоящая из общих точек плоскости и фигуры.
Начнем с тетраэдра.
Сечением тетраэдра может быть ⌀, точка (вершина), отрезок (только все ребро), грань (треугольник), треугольник, не совпадающий с гранью, четырехугольник.Подумайте, можно ли в сечении тетраэдра получить пятиугольник, почему?
Принципы построения сечений
- Как правило, плоскость будем задавать тремя точками, например, А, В, С.
- Будем считать, что все точки, определяемые плоскость, принадлежат граням.
- Обозначения:
видимая точка |
Невидимая точка |
Второе правило: чтобы найти точку пересечения прямых, нужно убедиться, что они лежат в одной плоскости.
- Например, на рисунке обе точки E и F находятся в задней грани (F- невидимая точка), значит, соединяем их, проводим прямую EF в задней грани , она пересечет ребро BD в точке G.
Задача №1.
Давайте рассуждать. Прямая EF находится в левой боковой грани, прямая АС также находится в левой боковой грани. Значит, они пересекаются (или?... и тогда...).Но прямая АС лежит в заштрихованной грани, значит, точка пересечения прямых АC и EF также будет являться точкой пересечения прямой EF и выделенной грани.
Построение выполните самостоятельно.
Попробуйте самостоятельно найти точку пересечения прямой, проходящей через 2 данные точки, и выделенной плоскости в следующих ситуациях:
Задача №2. (посложнее) Попробуйте здесь найти точку пересечения прямой EF и выделенной грани. Здесь E- видимая точка и принадлежит грани (АВС).
Для того чтобы решить эту задачу, давайте введем вспомогательную плоскость, проходящую через точки E, F и вспомогательную точку А (вместо точки А можно взять другую
точку). Эта плоскость (АEF) пересечет нижнюю грань в точках L и D, значит, их линией пересечения будет прямая LD/
Самостоятельно на следующем рисунке найдите точку пересечения прямой, проходящей через 2 данные точки, и выделенной плоскости:
Примечание. Одна из выделенных точек находится в задней боковой грани.
Домашнее задание. Выполняем его на двойных листах. Не забываем давать пояснения. Срок сдачи 15.10.2013.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)